Политическая экспертиза социально-экономического развития регионов арктической зоны РФ

1. Актуальность исследования

Актуальность проведения исследования обусловлена тем, что социально-экономическое развитие арктических регионов является важным направлением внутренней политики государства. Определен ряд стратегических приоритетов государственной политики Российской Федерации в Арктике в сфере социально-экономического развития (основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу утверждены Президентом РФ 18 сентября 2008 г. N Пр-1969).


Среди них:

Укрепление добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества;
Содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике;
активизация участия российских государственных учреждений и общественных организаций в работе международных форумов, посвященных арктической проблеме;
улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике;
развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий;
модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации.

2. Задачи, объект и предмет исследования

Задачи исследования:

Оценка экспертами уровня социально- экономического развития регионов Арктической зоны РФ.
Определить основные составляющие образа будущего Арктического субъекта РФ на примере ЯНАО, перспективы регионального развития.
Выявление стратегических приоритетов государственной политики РФ в Арктике в сфере социально-экономического развития до 2020 года.
Обозначение точек роста экономики регионов Арктической зоны РФ.
Анализ проблемных зон и стратегических рисков для социально-экономического развития региона.

Объект исследования:

политологи, журналисты, эксперты, занимающиеся проблематикой развития Арктической зоны РФ и ЯНАО. Всего в экспертном опросе принял участие 41 эксперт.

Предмет исследования:

оценка экспертами особенностей и стратегии развития Арктики и Ямало- Ненецкого АО.

Метод исследования:

качественные экспертные интервью.

3. Список экспертов

ФИО Организация Должность
1Винокурова ЕкатеринаZnak.comПолитический обозреватель
2Галлямов Аббас Политолог
3Гонтмахер ЕвгенийИнститут мировой экономики и международных отношений РАНЗаместитель директора по научной работе
4Жарихин ВладимирИнститут стран СНГЗаместитель директора
5Журавлев ДмитрийИнститут региональных проблемДиректор
6Зубаревич НатальяМГУ им. М.В. ЛомоносоваПрофессор кафедры экономической и социальной географии России
7Ильина ИринаВШЭЗаведущая кафедрой управления развитием территорий и регионалистики
8Казанков Григорий Политтехнолог
9Ким СергейМосковский городской университет управления Правительства МосквыПрофессор кафедры менеджмента
10Колосов ВладимирИнститут географии РАНЗам. директора
11Королев Петр Политолог
12Кудашев ВладимирПартия «Родина»Советник
13Кузнецов ГлебИЭСИЧлен экспертного совета
14Кузьмин АлексейИнститут гуманитарных политических исследованийЗам. директора
15Курбангалеева ЕкатеринаАНО «НИЦ "Особое мнение"»Директор, член общественной палаты РФ
16Кустарин ИгорьАгентство стратегических инициативДиректор направления «Развитие регионов»
17Кынев АлександрДепартамент политических наук ВШЭДоцент
18Максимов Андрей АльбертовичРАПКЧлен правления
19Максимов Андрей НиколаевичОбщественная палата РФПредседатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению
20Мартынов АлексейМеждународный институт новейших государствДиректор
21Матвейчев ОлегВШЭПрофессор
22Минтусов ИгорьРАПКЧлен правления
23Модин РусланЦентр стратегического консультирования «Прогресс-коммуникации»Управляющий партнер
24Нейжмаков МихаилЦентр анализа международной политики Института глобализации и социальных движенийРуководитель
25Пожалов АлександрИнститут социально-экономических и политических исследованийДиректор по исследованиям
26Поляков СергейЦентр социально-политических исследований и проектовДиректор
27Потуремский ВикторЦентр стратегического планированияГенеральный директор
28Салин ПавелЦентр политологических исследований Финансового университета при правительстве РФДиректор
29Синцеров ЛеонидИнститут географии РАНЗав. лабораторией географии мирового развития
30Скуфьина ТатьянаИнститут экономических проблем им. Г. П. ЛузинаКольского научного центра РАНВрио директора института
31Смирнов Вячеслав Политтехнолог
32Сморчкова ВераЦентр социального развития российского Севера, Совет по морской деятельности при губернаторе ЯНАО, РАНХиГСИсполнительный директор член совета, профессор
33Стрелецкий ВладимирИнститут географии РАНЗав. отделом социально-экономической географии
34Титков АлексейВысшая школа экономикиДоцент факультета социальных наук / Департамент политической науки
35Туровский РостиславМГУ имени М.В. ЛомоносоваПрофессор кафедры российской политики
36Федоров ГеоргийЦентр социальных и политических исследований «Аспект»Президент
37Ханас ПетрДальневосточный консалтинговый центрДиректор
38Ханов ГайКоммуникационный холдинг «Паблисити»Председатель совета директоров
39Шаповалов ВладимирМПГУЗам. директора института истории и геополитики
40Шулаев ВладиславАГТДиректор по продвижению территорий и стратегическим коммуникациям
41Шульман ЕкатеринаРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФДоцент кафедры государственного управления

Экспертам предложили выбрать наиболее приоритетные направления социально-экономического развития АЗ РФ:

  • реализация крупных инфраструктурных проектов;
  • социальная политика в комплексе;
  • реализация стратегии импортозамещения;
  • развитие АПК;
  • привлечение иностранных инвесторов;
  • развитие туризма;
  • реализация программы переселения;
  • трудоустройство молодежи;
  • свой вариант ответа.

По итогам опроса приоритеты распределились следующим образом:

4. Ключевые выводы

Лидер среди регионов Арктической зоны РФ — ЯНАО.
Арктическую зону нужно осваивать за счёт инфраструктурных проектов федерального значения. Проекты в стадии строительства только на Ямале — порт Сабетта и Северный морской путь, «Энергия Арктики» (ж/д Надым-Салехард и Бованенково-Сабетта; развитие ледокольного флота).
Развитие перерабатывающих мощностей вблизи мест добычи — наиболее эффективный способ диверсификации экономики сырьевых регионов (заводы СПГ, НПЗ, ГПЗ, проекты «Сибур» и др.)
Геополитически важно оседлое освоение Арктики. Поэтому для удержания людей нужна широкая социальная программа. Самый социально защищённый регион — ЯНАО (более 100 мер поддержки, из них 60% региональные)
Проблемы: высокая стоимость ЖКХ (приходится сдерживать средствами регионального бюджета); высокий фонд аварийного ветхого жилья, накопленного в период советского форсированного освоения севера; отсталость транспортной инфраструктуры не позволяет эффективно вовлекать в добычу перспективные группы месторождений.

5. Общие выводы исследования

Опрошенные эксперты отмечают неоднородность социально-экономического развития Арктической зоны РФ. Выделить какую-то единую социально- экономическую характеристику для всей зоны представляется крайне затруднительным.
В целом ситуацию в Арктической зоне эксперты определяют в качестве благополучной и оценивают ее лучше, чем в среднем по России.
Эксперты отмечают, что факт создания гос.институтов по развитию Арктики — свидетельство того, что на федеральном уровне развитие макрорегиона воспринимается как приоритет.
Многие эксперты высказывают точку зрения о том, что ресурсная специализация северных регионов должна сохраниться. При этом отмечается возросшая роль переработки углеводородов.
Кузнецов Глеб
ИЭСИ, Член экспертного совета

«Говорить о зоне в целом как о едином каком-то пространстве сейчас невозможно в силу неравномерности заселения, социально-экономического развития и хозяйственной деятельности. На мой взгляд, если говорить о стратегических целях, то имеет смысл ставить цель «выравнивания» этого социально-экономического развития арктической зоны».

Подавляющее большинство экспертов называют Ямало-Ненецкий автономный округ лидером региона.
В качестве одной из действенных мер по реализации государственной политики в Арктике эксперты предлагают предоставить региону максимальные свободы по реализации социально-экономической политики.
Явными доминантами в теме приоритетов социального и экономического развития ЯНАО стали реализация крупных инфраструктурных и промышленных проектов, социальная политика в комплексе.
В качестве отдельного направления транспортной политики эксперты отмечают необходимость активного развития региональных авиалиний и малой авиации в качестве временной альтернативы дорогому строительству железнодорожных веток и автомобильных дорог.
Кустарин Игорь
Агентство стратегических инициатив, Директор направления «Развитие регионов»

«Cам факт того, что даже на административном уровне создаются специальные механизмы, институты, свидетельствует о том, что развитие макрорегиона является приоритетом на федеральном уровне» .

Эксперты говорят о необходимости обеспечения комфортных условий жизни в регионе для всех категорий населения: постоянно проживающих, вахтовиков, представителей коренных народов Севера.
Некоторые эксперты рассматривают регион исключительно как территорию для вахтовиков, совершенно не пригодную для постоянного проживания. В этой связи они отмечают, что создание арктической инфраструктуры должно проходить с учетом этой особенности.
Развитие таких направлений социальной политики, как трудоустройство молодёжи и образование, возможно в условиях государственно- корпоративного партнерства и участия бизнеса в образовательной системе.
Здравоохранение в регионах Арктической зоны должно быть ориентировано на повышение производительности труда — диспансеризацию и превентивную реакцию на возможные заболевания, сказывающиеся на трудоспособности.
Смирнов Вячеслав
Политтехнолог

«Регионы Арктической зоны наиболее обеспечены по сравнению со средними показателями по регионам Российской Федерации».

Развитие агропромышленного комплекса эксперты видят в русле самообеспечения региона продуктами питания, сохранения традиционных условий жизни коренных народов Севера и встраивания их в экономику региона.
Производство продуктов на местах может стать перспективным направлением АПК региона.
Инвестиционные проекты могут способствовать межгосударственному сближению и установлению доверительных контактов с другими странами. В этом смысле то, что делается на Ямале, укрепляет репутацию Российской Федерации на международной арене.
В качестве одного из вариантов реализации программы переселения эксперты предлагают проанализировать зарубежный опыт северных стран. Их политику в отношении территории, где проживание «идет» в основном вахтовым методом. Примерами могут стать Канада, Гренландия, Северная Финляндия, Норвегия с их реализацией мобильного, модульного строительства.
Туровский Ростислав
МГУ имени М.В. Ломоносова, Профессор кафедры российской политики

«Среди регионов Арктической зоны, на мой взгляд, ЯНАО даже без приукрашивания выделяется в лучшую сторону. Он занял ключевую, центральную во всех смыслах позицию в Арктической зоне: и в географическом, и в плане роли драйвера экономического развития»

Большинство экспертов сходятся во мнении, что основными точками роста экономики ЯНАО являются добыча и поставка углеводородов, а также реализация инфраструктурных проектов.
Подавляющее число экспертов позитивно характеризуют влияние крупных инфраструктурных проектов на социально-экономическое развитие региона
Основным негативным моментом являются экологические угрозы. Однако часть экспертов считает, что ущерб, наносимый окружающей среде, неизбежен. Он минимален вследствие применения современных технологий. Плюсы во много раз перевешивают минусы.
В качестве основной проблемы региона эксперты выделяют узкую специализацию экономики региона, отсутствие диверсификации.
Ханов Гай
Коммуникационный холдинг «Паблисити», Председатель совета директоров

«На мой взгляд, однозначно ЯНАО здесь задает тон и является явным лидером. У региона достойный губернатор, обладающий лучшими человеческими качествами. То, что демонстрирует ЯНАО на своем уровне, — это огромное серьезное вложение именно в стратегию на региональном уровне по освоению Арктики».

Один из относительно отдаленных, но заслуживающих внимания рисков — выработка месторождений.
Большинство экспертов оценивают уровень социального самочувствия как высокий, выше среднего по стране. Динамика этого показателя останется неизменной.
Большинство экспертов не видит возможности развития массового туризма по причине суровых климатических условий и транспортного барьера. На текущий момент стоимость поездки высока, а в этом ценовом сегменте много более интересных предложений с точки зрения потребителя. Эксперты отмечают перспективы экстремального, экзотического, гастрономического и этнического туризма.
Многие эксперты отметили, что программа должна базироваться на развитии топливно-энергетического комплекса и реализации транспортно-инфраструктурных проектов.

Приложение 1. Прочие комментарии экспертов

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

Г. Ханов: «Развитие инфраструктурных проектов — номер один безусловно. Мне кажется, ЯНАО дает фору всем именно в отношении создания инфраструктуры для развития, потому что кто же еще будет заниматься этим, если не власть на местах».

Е. Шульман: «Инфраструктура, под которой я подразумеваю транспортную доступность и дорожную сеть, продолжая настаивать на том, — это система кровоснабжения любого региона. И это сфера ответственности именно государства. Это не то, откуда и ему надо уходить, как из большинства других сфер, это сфера, где ему надо наоборот присутствовать».

А. Мартынов: «Создавать инфраструктуру, реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, которые, в свою очередь, дадут возможность этим людям — местным жителям — развивать свои территории. Я думаю, что именно такой подход в среднесрочной перспективе даст максимальный толчок развитию этих территорий».

ЗАЩИТА КМНС И ТРАДЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Н. Зубаревич: «Это агропромышленный комплекс. Оленеводство в части поддержки коренных малочисленных народов. Их надо поддерживать, это правильно».

В. Потуремский: «Мне кажется очень перспективным направление АПК. Именно в «северном» ключе. Развитие в первую очередь животноводства. В том числе восстановление и развитие традиционного разведения оленей».

Е. Курбангалеева: «С точки зрения закрытия внутренних потребностей — это очень хорошая промежуточная цель. Оленеводство и рыболовство можно рассматривать как важные направления, которыми не просто занимается коренное население, а которые могут стать именно источником дохода для бюджета. Конечно, еще должна быть переработка пищевая. Т. е. не везти мясо сюда, потому что не так много специалистов, которые могут правильно приготовить северную рыбу или оленя. А строить какие-то небольшие перерабатывающие комплексы и, собственно, продавать какую-то готовую продукцию».